Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2004 года
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
ПИ № ФС 77 - 68125 от 27.12.2016
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций
ISSN 1814-9545, E-ISSN 2412-4354
|
Смирнов И. Б.1, Сивак Е. В.1, Козьмина Я. Я.1В поисках утраченных профилей: достоверность данных «ВКонтакте» и их значение для исследований образования
2016.
№ 4.
С. 106–122
[содержание номера]
Смирнов Иван Борисович - стажер-исследователь Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: ibsmirnov@hse.ru
Сивак Елизавета Викторовна - научный сотрудник Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: esivak@hse.ru Козьмина Яна Яковлевна - младший научный сотрудник Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». E-mail: ikozmina@hse.ru Адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20 Потенциал социальной сети «ВКонтакте» как источника информации начинает использоваться в исследованиях образования, однако о качестве данных, которые можно получить с помощью этой социальной сети, и о смещениях выборки ее пользователей относительно общей популяции учащихся до сих пор известно недостаточно. Исследуется достоверность данных «ВКонтакте» на примере одной школы (766 учащихся) и одного университета (15 757 учащихся). Описывается процедура сопоставления профилей на «ВКонтакте» с реальными школьниками и студентами. Непосредственное сопоставление позволяет обнаружить около 18% учащихся. Предлагаемый в статье метод дает возможность увеличить этот показатель до 88% для школьников и 93% для студентов. Оцениваются различия между теми учащимися, которые были найдены на «ВКонтакте», и теми, которые не были найдены, по ряду существенных характеристик, таких как успеваемость, пол и возраст. Анализируется соответствие социальных связей, восстановленных по данным «ВКонтакте», реальной социальной структуре образовательного учреждения. Показано, что в виртуальном пространстве воспроизводится разделение университета на кампусы и на образовательные программы, а школы — на корпуса и классы. Полученные результаты вносят вклад в решение важных для данной научной области вопросов: насколько сведения из социальной сети соответствуют реальности, как можно повысить их точность и как они могут использоваться в исследованиях образования.
Ключевые слова:
социальные сети;
«ВКонтакте»;
анализ социальных сетей;
достоверность данных;
сети дружбы;
академическая успеваемость;
школы;
вузы
|
НовостиВажно!!! У журнала "Вопросы образования" новый сайт Новая книга в Библиотеке журнала «Вопросы образования» — «Ускоренные университеты» В Библиотеке журнала «Вопросы образования» опубликована книга Вадима Радаева «Преподавание в кризисе» |